КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛОВ В ПРИРОДНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДАХ

 

Машины, аппараты, металлоконструкции в зависимости от свое­го назначения работают в природных или промышленных средах.

Характер технологической среды оказывает значительное влия­ние на закономерности коррозионных процессов и требует принятия различных решений для осуществления основной инженерной зада­чи – защите металлов от коррозии.

В соответствие с принятой классификацией будут рассмотрены основные закономерности протекания коррози­онных процессов в природных условиях. Это атмосферная, почвен­ная и морская коррозия.

Технологические среды химических производств отличаются боль­шим многообразием, различным сочетанием коррозионно-активных компонентов, и в каждом конкретном случае требуют своего реше­ния. Поэтому будут рассмотрены общие вопро­сы – влияние конструктивных факторов на развитие коррозионных разрушений машин и аппаратов и некоторые виды газовой коррозии, которые приводят к специфическим деструктивным изменениям ме­таллов и сплавов.

 

1 Коррозия металлов в природных средах

 

Большинство металлоконструкций эксплуатируется в природных, естественных средах. Значительное количество стальных сооруже­ний эксплуатируется в атмосферных условиях. Магистральные и промысловые трубопроводы, водоводы, обсадные колонны скважин нефтяных и газовых месторождений работают под землей. Общая масса стали, находящаяся под землей, превышает 200 млн. тонн, а поверхность стальных сооружений, подвергающихся почвенной коррозии, составляет более полутора миллиардов квадратных мет­ров.

Металлические конструкции портов, причалов, судов находятся в постоянном контакте с водой и подвержены морской коррозии.

Все виды коррозионных процессов в природных условиях проте­кают по электрохимическому механизму. Однако каждая природная среда обладает своими особенностями.

 

1.1 Атмосферная коррозия металлов

 

Атмосферная коррозия – это коррозия сооружений и оборудо­вания, эксплуатирующихся в нормальной земной атмосфере.

Скорость коррозии и вид коррозионного разрушения зависят от природы металла, влажности, загрязненности атмосферы (ГОСТ 16350-80). В среднем скорость коррозии металлов в атмосфере ниже, чем в почве и морской воде.

Основным стимулирующим фактором атмосферной коррозии яв­ляется вода. При относительной влажности воздуха до 60 % следы влаги на поверхности металла отсутствуют. В этом случае коррозия протекает по химическому механизму. Об­разующиеся на поверхности оксидные пленки обладают защитными свойствами и тормозят развитие коррозионных разруше­ний.

При относительной влажности воздуха, равной 60-70%, начинается конденсация влаги и на поверхности металла появля­ется адсорбционная пленка воды. Относи­тельная влажность, при которой начинается конденсация влаги на поверхности металла, называется критической влажностью. Она зависит от состояния металла и от степени загрязнения воздуха.

При относительной влажности, близкой к 100 %, или при непосредственном увлаж­нении металла (дождь, туман), на поверхно­сти происходит образование видимых фазо­вых слоев воды.

Указанные три типа состояний значи­тельно отличаются по механизму протека­ния процесса коррозии.

В области сухой коррозии, как указы­валось выше, реализуется химический ме­ханизм процесса и скорость разрушения металлов невелика. Рост оксидной пленки происходит в первые секунды и минуты. После двух-трех часов дальнейшее утолщение пленки прекращается. Пре­дельная толщина пленок на железе – 30-40 А, на нержавеющих сталях – 10-20 А.

При образовании адсорбционного слоя влаги (толщиной порядка нескольких молекулярных слоев) на поверхности металла появляется электролит. В этих усло­виях реализуется электрохи­мический механизм и ско­рость коррозии значительно возрастает. Пленка влаги имеет небольшую толщину, кислород проникает через нее беспре­пятственно и катодный про­цесс не затруднен. Анодный процесс осложняется тем, что продукты коррозии экраниру­ют поверхность металла. Так как пленка влаги очень тонкая, то весьма существенны омиче­ские потери, но, в целом, процесс контролируется анодным тормо­жением.

При образовании фазовых пленок в области мокрой коррозии затруднятся доставка кислорода и наблюдается катодное торможение процесса.

Железо и сталь в обычных условиях подвергаются общей равно­мерной коррозии. Характер протекания атмосферной коррозии су­щественно зависит от конструктивных особенностей изделия. Нали­чие узких щелей и зазоров, в которых возможны капил­лярная конденсация и застой влаги, усугубляют атмосфер­ную коррозию и могут при­вести к образованию корро­зионных язв.

Загрязнение атмосферы газами, пылью резко ускоря­ет коррозию. Это явление на­блюдают в промышленных центрах, особенно в присут­ствии в воздухе SO2, NH3, H2S,C12,HCl. Обнаружено резко сти­мулирующее коррозию вли­яние низких концентраций SO2. Так, присутствие в атмосфере SO2 в концентрациях 15-35мкг/м3 увеличивает скорость коррозии в десятки и сотни раз. В это же время высокие концентрации SO2 увеличивают скорость коррозионных разрушений только в 5-7 раз.

Стойкость металлов к атмосферной коррозии зависит от их хи­мической природы и состояния поверхности. Ниже приведены при­ближенные данные по стойкости некоторых металлов в городской атмосфере (Табл. 1).

 

Таблица 1

Стойкость металлов в атмосфере

 

Металл

Pb

Al

Sn

Cu

Ni

Zn

Fe

Скорость коррозии, мкм/год

4

8

12

12

32

50

100

 

Для защиты от атмосферной коррозии используют различные ор­ганические, неорганические и металлические покрытия. Эффектив­но легирование стали небольшими количествами меди, никеля, фос­фора и хрома.

 

1.2 Почвенная коррозия металлов

 

Различные трубопроводы, силовые кабели и кабели связи, опо­ры, емкости и другие металлические конструкции эксплуатируются в подземных условиях. В США, например, затраты на текущий ре­монт и замену вышедших из строя труб составляют несколько сот миллионов долларов в год.

Почва и грунт представляют собой сложную природную среду, особенности которой надо учитывать при рассмотрении протекаю­щих в ней процессов коррозии.

Вода в грунте присутствует в виде связанной, капиллярной и гра­витационной. Связанная вода, входящая в состав гидратированных химических соединений, не оказывает влияния на коррозию.

Высота подъема капиллярной влаги зависит от эффективного ра­диуса пор грунта. Уровень грунтовых вод и пористость грунта опре­деляют влажность, которая влияет на скорость коррозии.

Гравитационная влага перемещается по грунту под действием си­лы тяжести и также влияет на режим влажности почвы. Разные почвы по разному удерживают влагу. Тяжелые, глинистые почвы удержива­ют влагу длительное время, песчаные почвы – более проницаемы.

С увеличением влажности почвы ее коррозионная активность по­вышается до тех пор, пока не достигнет некоторого критического уровня. В дальнейшем с увеличением влажности ее активность пада­ет. Это связывают с уменьшением доступа кислорода, необходимого для осуществления катодной реакции.

Для каждого вида почвы существует свое значение критической влажности, при которой коррозионные потери достигают максиму­ма. Для глинистых почв это значение лежит между 12 и 25 %, для песчаных – между 10 и 20 %.

При малой увлажненности почвы велики омические потери, что затрудняет протекание электрохимических процессов. Значение рН для большинства почв находится в границах рН = 6,0-7,5. Одна­ко, встречаются также щелочные суглинки и солончаки, имеющие значение рН = 7,5-9,5, и кислые, гумусовые и болотные почвы с рН = 3,0-6,0. Такие почвы отличаются высокой агрессивностью.

Минерализация почвы может меняться в широких пределах – от 10 мг/л до 300 мг/л, что тоже сказывается на скорости коррозии.

Минералогический и гранулометрический состав грунтов, так же как и влажность, влияет на омическое сопротивление. Так, в сухом песчано-глинистом грунте удельное сопротивление почвы составля­ет 240000 Ом*см, а во влажном песчано-глинистом грунте – 900 Ом*см. Этот показатель также влияет на агрессивность почвы. Ниже приведены данные, характеризующие взаимосвязь между электро­сопротивлением и агрессивностью почвы (Табл. 2).

 

Таблица 2

Зависимость коррозионной агрессивности грунта

от удельного сопротивления почвы

 

Удельное сопротивле­ние, Ом*см

<500

500-1000

1000-2000

2000-10000

>10000

Агрессив­ность грунта

Особо высокая

Высокая

Повышенная

Средняя

Низкая

 

Большое значение имеет воздухопроницаемость почв. Затрудне­ние доступа кислорода снижает скорость коррозии. По этой причине песчаные почвы часто более агрессивны, чем глинистые. Если трубо­провод пролегает последовательно в глинистых и песчаных почвах, т.е. в условиях неравномерной аэрации, то возникают микрогальва­нические коррозионные зоны: на глинистом участке – анодная, а на песчаном – катодная. Разрушение металла протекает на тех участках, к которым затруднен доступ кислорода. Анодные и катодные участки могут быть значительно удалены друг от друга. Расстояние между ними может составлять несколько сотен метров.

В большинстве почв процесс коррозии протекает с катодным торможением из-за трудности транспорта кислорода. В рых­лых, хорошо аэрируемых почвах наблюдается анодное торможение. При возникновении коррозионных пар, в которых анод­ные и катодные участки значительно удалены друг от друга, процесс характеризуется омическим торможением.

Помимо равномерной коррозии подземные металлические соору­жения подвержены питтингу и коррозионному растрескиванию (КР). Питтинг возникает чаще всего на нижней части трубопроводов, где имеется постоянный контакт с грунтом. КР обнаруживают в катодно поляризованных трубопроводах в местах нарушения защитных покрытий.

Для защиты изделий от подземной коррозии используют электрохимические методы, а также нанесение изолирующих (битумных, полимерных) многослойных покрытий.

Блуждающие токи являются причиной серьезных коррозионных разрушений подземных коммуникаций и сооружений в промыш­ленной зоне. Блуждающие постоянные токи появляются вследствие утечки в грунт постоянного тока, потребляемого наземным и подзем­ным рельсовым транспортом (метро, трамвай, электрифицированная железная дорога), электросварочными агрегатами. Участки, где блу­ждающие токи входят из земли в металлическую конструкцию, ста­новятся катодами, а там, где ток стекает с металла в почву – анодами. Интенсивность коррозионных повреждений находится в прямой за­висимости от величины блуждающих токов и подчиняется закону Фарадея. Протекание тока величиной в 1 А в течение года соответ­ствует растворению около 9 кг железа. В некоторых неблагоприят­ных случаях были зарегистрированы блуждающие токи величиной до 200-500 А. Отсюда видно насколько интенсивными могут быть повреждения от блуждающих токов. Если анодная область равно­мерно распределена по большой поверхности, коррозионные потери могут и не вызывать аварийных разрушений, но в местах нарушения неметаллического защитного покрытия коррозионные разрушения происходят быстро.

Для защиты трубопроводов от действия блуждающих токов ис­пользуют дренаж – соединение металлической шиной источника блуждающих токов, например, рельсов, с их приемником, например, трубопроводом. Если дренаж установить невозможно, то в направле­нии рельса закапывают специальный анод из чугуна, который соеди­няют с анодной областью трубопровода медным проводником. То­гда блуждающий ток вызывает коррозию только этого специального анода. Если дополнительного анода недостаточно, то в цепь меж­ду анодом и трубой включают источник постоянного тока противо­положного направления. Для уменьшения разрушающего действия блуждающих токов используют также изолирующие прокладки в местах стыка трубопровода.

Подземная коррозия может интенсифицироваться микроорганиз­мами. В почве обитают два вида микроорганизмов: аэробные, жиз­недеятельность которых протекает только при наличии кислорода, и анаэробные бактерии, развивающиеся при отсутствии кислорода. Коррозия металлов, вызванная или усиленная воздействием микро­организмов, носит название биологической или биохимической.

Аэробные бактерии могут быть двух видов: одни окисляют серу, другие – осаждают железо. Первый вид бактерий лучше всего раз­вивается в кислой среде (рН = 3-6). Они окисляют серу до серной кислоты. При этом на отдельных участках концентрация серной кис­лоты может доходить до 10%. Такое подкисление среды вызывает резкое увеличение скорости коррозии.

Аэробные бактерии, перерабатывающие железо, развиваются в интервале рН = 4-10. Сущность их деятельности заключается в том, что они поглощают железо в ионном состоянии, а выделяют его в виде нерастворимых соединений. Неравномерное отложение этих соединений приводит к увеличению гетерогенности поверхности, что усиливает коррозию.

Анаэробные бактерии в основном восстанавливают серу из суль­фатов, находящихся в почве. Этот тип бактерий развивается при рН = 5,5-8,0. В результате их жизнедеятельности ионы S02-4 вос­станавливаются до S2- с выделением О2. Последний начинает при­нимать активное участие в катодном процессе. Присутствие в корро­зионной среде сульфидов и сероводорода приводит к образованию на поверхности изделия рыхлого слоя сульфида железа. Коррозия имеет питтинговый характер.

 

1.3 Морская коррозия металлов

 

Портовые сооружения, причалы, суда, оборудование морских неф­тепроводов подвержены воздействию морской коррозии.

Морская вода представляет собой раствор разнообразных солей, главным образом хлоридов, сульфатов и карбонатов натрия, магния, калия, кальция и т.д. Она является электролитом, ее электропровод­ность достаточно высокая и составляет (2,5-3,0)*10-2 Ом-1*см-1, имеет нейтральную или слабощелочную реакцию (рН = 7,2-8,6). Присутствие в морской воде ионов хлора, т.е. ионов-активаторов, делает эту среду высоко коррозионно-активной.

Соленость морской воды определяют в промиллях (0/00). Промиллей называется количество твердых веществ в граммах, растворен­ное в 1000 г морской воды, при условии, что все галогены замене­ны эквивалентным количеством хлора, все карбонаты переведены в оксиды, органические вещества сожжены. В этом случае 10/00 =  0,1 мас. %. Средняя соленость воды в океане 3-3,5 0/00. Но она значительно колеблется в различных водных бассейнах.

 

 

Так, содержание солей  в %:  в заливе Кара-Богаз – 16; в Крас­ном море –  4,1; в Средиземном море –  3,9; в Атлантическом океане –  3,5; в Черном море –  1,7; в Финском заливе –  0,4; в речной воде –  0,03.

 

В морской воде содержится большое количество микроорганизмов, способствующих ускорению коррозии и обрастанию соприка­сающихся с водой металлоконструкций.

Коррозия в морской воде протекает по электрохимическому ме­ханизму исключительно с катодным контролем. Присутствие ионов-активаторов (Сl) препятствует образованию пассивных пленок на поверхности металлов. Высокая электропроводность исключает про­явление омического торможения.

Зависимость скорости коррозии железа от концентрации NaCl в аэрированном водном растворе проходит через максимум при со­держании NaCl » 3 %. Уменьшение скорости коррозии объясняется снижением растворимости кислорода в воде с ростом концентра­ции NaCl.

Увеличение скорости потока ведет к усилению коррозии вслед­ствие улучшения аэрации поверхности металла. Кроме того, высокие скорости потока способствуют эрозионному разрушению металла.

Повышенное содержание кислорода в поверхностных слоях во­ды вызывает усиленную коррозию в области ватерлинии судов, на участках гидросооружений, находящихся близко к поверхности или периодически омываемых водой.

На погруженных в воду конструкциях закрепляются или развива­ются многие растительные и животные организмы. Это явление на­зывается  обрастанием. Микроорганизмы ускоряют раз­рушение противокоррозион­ных покрытий. Появляются локальные очаги оголенной металлической поверхности, которые провоцируют интен­сивное разрушение металла. Основным видом защиты от морской коррозии явля­ются противокоррозионные и противообрастающие лако­красочные и металлизационные покрытия и электрохи­мическая защита.

Среди лакокрасочных покрытий наиболее эффективны толсто­слойные покрытия на эпоксидной основе с ограниченным содержа­нием растворителя или без растворителя.

В защитные композиции добавляют вещества, обладающие противообрастающим действием. Они носят название биоцидов. Наи­более часто применяют оксиды меди (I) и (II). Они, вымываясь из покрытия, образуют в морской воде труднорастворимые комплексы. Кроме того у соединений меди отсутствует кумулятивный эффект для морских организмов.

Для защиты судовых конструкций чаще всего используют алю­миний с легирующими добавками, например, цинком или лантаном. Алюминиевые покрытия в сочетании с лакокрасочными покрытиями обладают высокой стойкостью в морской воде, имеют повышенную стойкость к эрозии.

Для борьбы с морской коррозией широко используют электро­химическую защиту (ГОСТ 26301-85 и ГОСТ 26251-84). Защита подводной части крупнотоннажных судов осуществляют автомати­ческими системами катодной защиты.

 

2 Влияние конструктивных факторов на развитие коррозионных разрушений машин и аппаратов

 

При проектировании химического производства, как правило, уделяют основное внимание анализу характера агрессивной среды и условиям протекания процесса. Руководствуясь этими данными, выбирают материал, обладающий достаточным химическим сопро­тивлением.

Столь же пристального внимания заслуживает рациональное кон­струирование отдельных узлов и аппаратов. Неудачное конструиро­вание во многих случаях может явиться причиной образования за­стойных зон, зазоров, концентрации напряжений и других явлений, способствующих возникновению и протеканию коррозии.

Вместе с тем уже на стадии проектирования можно предусмот­реть такие конструктивные решения отдельных узлов аппарата, ко­торые значительно снизят или устранят возможность возникновения процесса коррозии.

При конструировании оборудования следует обращать внимание на характер обработки поверхности металла, контакт соединитель­ных элементов из различных материалов, режим распределения по­токов теплоносителя, наличие щелей и зазоров, возможность обра­зования застойных зон.

Гладкая поверхность металла имеет меньше различных дефек­тов в виде царапин, неровностей и т.д. На шероховатой поверхности легче скапливается грязь, пыль и другие вещества. Это особенно характерно для производства удобрений, солей. Металлическое обо­рудование и конструкции с шероховатой поверхностью в этом случае покрываются различными веществами. Если эти вещества гигроско­пичны и легко впитывают влагу, то они прилипают к поверхности металла, создаются местные очаги с высокой концентрацией элек­тролита, что способствует усиленной коррозии.

Если в конструируемом аппарате есть детали, выполненные из различных металлических материалов, то возникает опасность про­явления контактной коррозии. В этом случае еще на ста­дии проектирования обязательно должны быть приняты меры по предотвращению или ослаблению этого явления. Обычно применя­ют один из двух возможных приемов.

Контактирующие детали из разнородных металлов изготавлива­ют с различной величиной поверхности. При этом деталь с наимень­шей поверхностью должна быть выполнена из более благородного металла (втулки вентилей, поршневые кольца насосов и т.д.).

Если такой способ оказывается невозможным, то детали из раз­ных материалов должны быть изолированы друг от друга. Этот спо­соб предотвращения электрохимической контактной коррозии ча­сто применяют при проектировании трубопроводов, в строительных конструкциях. Особое внимание при этом надо уделить свойствам прокладочного материала. Он должен быть инертным по отношению к рабочей среде, способным выдерживать температурные и механи­ческие нагрузки, иметь высокую износостойкость. Особое внимание следует уделить монтажу контактных узлов. Если монтаж выполнен неаккуратно, то возможно возникновение застойных зон, щелей и других очагов усиленного развития коррозии.

Многие химические и нефтехимические процессы протекают при повышенных температурах. Коррозионные процессы в этих услови­ях имеют свои особенности. Чем выше температура, тем интенсив­нее происходит разрушение металла. Скорость коррозии в условиях теплопереноса может изменяться до двух порядков.

Поверхность металла, соприкасающаяся с теплоносителями и хладагентами, подвергается дополнительному коррозионному воз­действию. Например, теплообменники являются одним из наименее стойких видов оборудования. В 92 % случаев причиной отказа в ра­боте теплообменника является коррозия теплопередающих поверх­ностей.

В изотермических условиях при равенстве температур металла и технологической среды в определенном интервале температур на­блюдается эффект резкого увеличения скорости коррозии пассиви­рующихся металлов и снижение потенциала свободной коррозии. Металл из пассивного состояния переходит в активное. Эта тем­пература по определению Я.М. Колотыркина названа предельной температурой самопассивации. Очевидно, что в реальных услови­ях надо стремиться работать при таких температурах, при которых металл еще сохраняет способность к самостоятельному переходу в пассивное состояние.

При конструировании аппаратов следует предусмотреть равно­мерное распределение теплового потока, исключить возможность локального перегрева. Во многих промышленных аппаратах, в кото­рых протекают высокотемпературные процессы, такие меры преду­смотрены.

Для теплообменного оборудования наиболее распространенны­ми являются локальные виды коррозии, такие как питтинговая, ще­левая и межкристаллитная.

При проектировании конструкций должны быть обозначены ме­ста и способы сварки. При сварке металлов в зоне шва и в околошов­ной зоне создаются большие растягивающие напряжения. В зонах, расположенных вдоль шва, где металл нагревается выше критиче­ских температур, меняется структура металла. Это может привести к растрескиванию металла.

При конструировании сварных узлов и деталей следует преду­сматривать ряд мер: избегать скопления швов, исключить точеч­ную сварку, при которой особенно велика концентрация напряжений, применять местный отжиг и т.д.

Очень опасными в коррозионном отношении зонами в аппаратуре являются зазоры и щели. В них может происходить концентрирова­ние рабочего раствора, нарушаться аэрация, что неизбежно приведет к развитию местной коррозии. С этой точки зрения опасны преры­вистые сварные швы, в которых вследствие неплотного прилегания материала друг к другу образуются щели и зазоры, являющиеся при­чиной возникновения щелевой коррозии.

Образование застойных зон жидкости в аппаратах и трубопро­водах сильно увеличивает возможность возникновения коррозии за счет образования микропар неравномерной аэрации. Этому способствует и отложение различных осад­ков в застойной зоне. Предупредительными мерами являются рациональное констру­ирование. В рационально сконструированных узлах устранена воз­можность скапливания влаги и продуктов коррозии, предусмотрена возможность удаления осадка.

 

3 Некоторые случаи газовой коррозии металлов в технологических средах

 

В химической промышленности многие технологические про­цессы или их определенные стадии протекают в газовой среде в условиях повышенных температур и давлений.

При температурах от 100 до 200-300 °С многие газы не опасны. Химическая активность газов и скорость газовой коррозии металлов сильно возрастают при температурах выше 200-300°С. Так, хлор начинает действовать на железные сплавы при температуре выше 200 °С, хлористый водород – выше 300 ° С, диоксид серы, диоксид азота, пары серы – выше 500 °С.

Эти особенности поведения технологических газовых сред и ши­рокая эксплуатация их в промышленности, требует более подробного рассмотрения поведения металлов в реальных условиях.

 

3.1 Обезуглероживание стали

 

При высоких температурах многие технологические процессы в газовой фазе осложняются декарбюризацией или обезуглерожива­нием стали. Суть этого явления заключается в том, что при темпе­ратурах выше 650 °С помимо образования поверхностной оксидной пленки происходит обеднение слоя металла, прилегающего к плен­ке, углеродом. Содержание углерода в поверхностных слоях стали уменьшается.

Процесс наблюдается часто в окислительной атмосфере, содер­жащей О2, H2O или СО. Он может иметь место и в среде водорода.

Декарбюризация сопутствует многим химическим процессам. Например, обжиг серосодержащего сырья при производстве серной кислоты осуществляют при температуре 750-850 °С, конверсию ме­тана в различных окислительных средах (О2, H2O, CO2) – при тем­пературах 700-1000 °С. К этой же группе процессов можно отнести многочисленные реакции горения, окислительного крекинга и т.д. Декарбюризация понижает твердость и прочность стали, снижает срок службы изделий.

В основе явления обезуглероживания лежит процесс восстанов­ления цементита – Fe3C:

 

Fe3C + 1/2O2 = 3Fe + CO

Fe3C + СО2 = 3Fe + 2СО

Fe3C + H2О = 3Fe + CO + H2

 

При температуре выше 650 ° C коэффициент диффузии углерода становится больше коэффициента диффузии атомов металла. В ре­зультате этого более подвижные атомы углерода диффундируют в зону реакции и реагируют с окислителем. Скорость диффузии угле­рода в стали превышает скорость окисления металла.

В начальные моменты времени, когда защитная пленка еще не сформирована, декарбюризация обычно не наблюдается. По мере за­медления окалинообразования появляется все утолщающийся слой обезуглероженной стали. При дополнительном нагреве он может со­ставлять в глубину несколько миллиметров.

С повышением в газовой среде содержания Н2О, CO22 степень декарбюризации увеличивается. Напротив, возрастание в газовой среде содержания СО и СН4 уменьшает степень обезуглероживания.

Добавление в сталь алюминия и вольфрама уменьшают склон­ность к декарбюризации. Хром, марганец и кобальт незначительно влияют на процесс. Кремний, никель, ванадий почти не оказывают влияние.

 

3.2 Водородная коррозия

 

Водородная коррозия может сопутствовать многим технологиче­ским процессам, протекающим при повышенных температурах от 200 °С и давлениях от 300 МПа в средах, содержащих водород. Эти условия отвечают таким процессам, как гидрирование угля и нефти, синтез аммиака и метанола и др.

Наблюдаются два вида повреждения металла водородом – водо­родная хрупкость и водородная коррозия. Часто эти явления накла­дываются друг на друга. Если в газе присутствует аммиак, то может происходить также и азотирование металла.

При контакте азотно-водородной смеси с металлом в условиях повышенных температур и давления молекулярный водород на по­верхности металла диссоциирует. Образовавшийся атомарный во­дород диффундирует в решетку металла и растворяется в нем. При снижении температуры из-за уменьшения растворимости водород стремится перейти в газообразное состояние внутри металла. В этом случае в металле возникают большие напряжения, приводящие к необратимой хрупкости.

Водородная коррозия является результатом химического взаимо­действия водорода с карбидной составляющей стали. Внешне прояв­ление водородной коррозии означает сильное снижение прочности стали без заметного разрушения поверхности. Появление водород­ной коррозии связывают с несколькими явлениями:

обезуглероживание стали вследствие восстановления водородом составляющей металла – цементита Fe3С:

 

Fe3C + 2Н2 = 3Fe + СН4

 

    проникновением водорода внутрь стального изделия и образо­вания там хрупкого твердого раствора водорода в железе;

    появление по границам зерен растрескивания в результате вну­треннего давления из-за образования в порах СН4.

Как показывают экспериментальные данные появлению внеш­них признаков водородной коррозии предшествует инкубационный период, который в зависимости от условий может продолжаться до 1000 часов.

При температуре выше 300° С на поверхности металла парал­лельно с реакцией обезуглероживания протекает процесс хемосорбции водорода и его распад на атомы. Диаметр атома водорода со­ставляет 0,1 нм, и он обладает большой подвижностью.

Проникая внутрь металла, атомы водорода образуют твердый рас­твор в железе, а также, частично, вступают в реакцию со свободными атомами углерода:

 

С + 4Н = СН4

 

В отличие от реакции обезуглероживания образование СН4 про­исходит не на поверхности, а внутри металла. Развивается высокое внутреннее давление. На поверхности металла появляются вздутия и трещины.

Термодинамические расчеты показывают, что при температурах 300-600° С и повышенных давлениях водорода происходит почти полное разложение цементита.

Реакция образования СН4 является обратимой и идет с умень­шением объема. Поэтому повышение давления сдвигает равновесие этой реакции вправо и снижает температурную границу протекания реакции. В нефтехимических производствах, работающих в восста­новительной атмосфере при давлениях до 50МПа рабочую темпе­ратуру ограничивают до 200 °С.

Скорость водородной коррозии в значительной степени зависит от глубины обезуглероживания стали. На этот процесс оказывают влияние давление водорода, температура и т.д.

Обычными конструкционными материалами в восстановитель­ных средах являются стали 20 и 30ХМА. Они эксплуатируются до температуры 300°С. Для изделий, работающих при более высоких температурах, в металл вводят легирующие добавки. В качестве до­бавок используют элементы, повышающие сопротивляемость стали обезуглероживанию, как то хром, молибден, ванадий. Хром допол­нительно препятствует проникновению водорода в металл.

При содержании в железных сплавах 6 % хрома химическая стой­кость сплава при 600 °С и давлении 30 МПа достаточно высокая.

Медь и медные сплавы также подвержены водородной коррозии. Это явление связано с восстановлением закиси меди Cu2О, которая входит в виде включений в состав многих медных сплавов:

 

Cu2О + Н2 = Н2О + 2Cu

 

Образующиеся пары воды создают внутри металла высокое дав­ление, что приводит к возникновению трещин и потере пластичности. Мерой борьбы против этого явления является снижение со­держания закиси меди в сплавах. При концентрации Cu2О не более 0,01 % явления водородной коррозии не наблюдается.

В условиях синтеза аммиака азото-водородо-аммиачная смесь бо­лее опасна для стали, чем чистый водород. В этом случае кроме всех видов водородной коррозии может происходить азотирование стали.

В условиях работы колоны синтеза аммиака происходит не толь­ко образование аммиака, но частично его диссоциация на поверхно­сти металла с образованием атомарного азота. Последний реагирует с атомами железа или легирующих элементов, образуя нитриды. В результате поверхность стали насыщается азотом и становится хруп­кой.

С увеличением содержания хрома в сталях степень воздействия водорода и аммиака уменьшается. При содержании хрома выше 11% на поверхности стали образуется твердый и плотный нитридный слой, который препятствует диффузии азота вглубь металла.

На стали 18X3MB глубина нитридного слоя составляет 3-4 мм и плотность его в 2 раза больше, чем основного металла. На деталях из стали X18Н10Т глубина нитридного слоя 0,3 мм, но плотность его в 10 раз выше, чем у основного металла.

 

3.3 Карбонильная коррозия

 

Карбонильная коррозия имеет место в технологических процес­сах, протекающих с участием углерода (II) при повышенных дав­лениях и температурах. К таким процессам относятся, например, получение метилового и бутилового спиртов, конверсия метана и окиси углерода.

При нормальных условиях СО инертна по отношению к метал­лам. При высоких температурах и давлениях оксид углерода вступает в реакцию со многими металлами и образует карбонилы. Например:

 

Fe + nCO = Fe(CO)n

 

Железо с СО может образовывать три соединения: тетракарбонил – Fe(CO)4, пентакарбонил – Fe(CO)5 и нонакарбонил – Fe(CO)9. Все эти соединения достаточно неустойчивые и разлагают­ся при повышении температуры. Наиболее устойчивое соединение среди них – Fe(CO)5 при температуре выше 140° С практически полностью диссоциирует на Fe и СО. Аналогичные со­единения оксид углерода (II) может образовывать со многими металла­ми.

Карбонильная коррозия вызы­вает разрушение и разрыхление по­верхностного слоя металла на глу­бину до 5 мм. Изменение структуры металла на большем расстоянии от поверхности уже не происходит.

Для защиты от карбонильной коррозии применяют хромистые стали с содержанием 30 % Сr, хромоникелевые стали с содержанием 23 % Сr и 20 % Ni и марганцевые бронзы для работы при темпера­туре до 700 °С и давлении до 35 МПа. При более низких параметрах возможно применение менее легированных сталей типа Х18Н9. Сырьем для синтеза мочевины CO(NH2)2 является NH3 и СО2.

Процесс протекает при температуре 175-190 °С и давлении 20 МПа. Хромистые нержавеющие стали различных марок непригодны для изготовления основных аппаратов. Наибольшую стойкость имеют стали, легированные молибденом и хромникельмолибденовомедные стали. Важным фактором для повышения коррозионной устойчиво­сти является тщательная очистка газов от сероводорода и дополни­тельное введение в систему кислорода в количестве 0,5-1,0 об.% от содержания СО2. В табл. 3 приведены данные по скорости корро­зии материалов в условиях синтеза CO(NH2)2.

 

 

Таблица 6.3

Скорость коррозии металлов и сплавов при синтезе CO(NH2)2

при 100 %-м избытке NH3

 

Металл или сплав

Содержание О2 по отношению к СО2, об.%

Температура, °С

Скорость коррозии, мм/год

ОООХ16Н15МЗ

0,5-0,6

190

0,06

Х17Н13М2Т

-||-

190

0,08

Х17Н13МЗТ

-||-

190

0,05

ОХ11Н16МЗТ

-||-

190

0,04

Ст.З

-||-

150

>20

ОХ13

-||-

190

>15

Тантал

-||-

165

0,0

Молибден

-||-

190

1,8

 

3.4 Сернистая коррозия

 

Сера и ее соединения – сернистый ангидрид (SO2), сероводород (H2S), меркаптаны или тиоспирты и т.д. являются достаточно агрес­сивными, коррозионноактивными веществами. Наиболее активным компонентом при высокотемпературной газовой коррозии является сероводород. Он даже более опасен, чем диоксид серы.

Сернистый газ SO2 является исходным продуктом при производ­стве серной кислоты. Его получают при обжиге серного колчедана, сжигании серы, из сероводорода при утилизации отходящих газов металлургических производств.

Чугунные детали скребков конверторных печей кипящего слоя, зубья и гребки колчеданных печей, котлы-утилизаторы, сухие элек­трофильтры, газоходы обжиговых газов в производстве серной кис­лоты часто выходят из строя вследствие газовой коррозии.

В результате коррозии черных металлов в сернистом газе при тем­пературах 300 °С и выше образуется слоистая окалина, состоящая из FeS, FeO и Fe3О4.

При температуре газа более 400 °С для деталей из чугуна харак­терно увеличение объема металла, достигающего 10 % от начальной величины. При этом резко снижается прочность материала. Детали испытывают коробление, трескаются и разрушаются. Это явление называется «ростом» чугуна и объясняется внутренним окислением металла. Максимальный рост чугуна наблюдается при 700 °С.

К ростоустойчивым чугунам относятся высоколегированные хро­мистые чугуны, карбидный чугун типа «пирофераль» и «чугаль»

Сернистый газ при высоких температурах окисляет никель. При этом образуется окалина, в состав которой входят NiS и NiO:

 

3Ni + SО2 = NiS + 2NiO.

 

Рост пленки подчиняется параболическому закону.

Сернистый никель образуется и при действии на металл серово­дорода:

 

Ni + H2S = NiS + H2

 

Сульфид никеля с металлическим никелем образует легкоплав­кую эвтектику с температурой плавления около 625 °С. Образование этой эвтектики в сталях, содержащих никель, происходит преиму­щественно по границам зерен, вызывая разрушение металла.

Стали с содержанием никеля выше 15 % очень чувствительны к действию сернистого газа. В процессе окисления они теряют ме­ханическую прочность. Поэтому при работе с газовой средой, со­держащей диоксид серы, при температурах до 400° С используют углеродистые стали, а при более высоких температурах – хроми­стые стали.

Наиболее употребительны жаростойкие стали – 4Х9СА, Х6СЮ, XI7, ОХ17Т, Х18СЮ, Х25Т. Интенсивное образование окалины про­исходит при температурах выше 800-1000 °С. К жаропрочным ста­лям в этой среде относятся Х5М, Х6СМ, XI8Н12Т, Х23Н18. Рабочая температура для этих сплавов 550-600 °С (для Х23Н18 – 1000 °С).

Сухой сернистый газ реагирует с алюминием очень медленно. Поэтому алюминий используют для защиты от коррозии деталей и узлов теплообменников и контактных аппаратов.

Сухой сероводород при комнатной температуре не представляет опасности для обычных углеродистых сталей. С повышением тем­пературы опасность сероводородной коррозии углеродистых сталей значительно увеличивается. При температуре выше 300°С железо подвергается сильной коррозии в серосодержащих газовых средах.

Легирование хромом в количестве > 12 % повышает коррозион­ную стойкость при температурах до 700-800 °С. При коррозии хромистых сталей образуется окалина, наружный слой которой состоит из сернистого железа. Хром в этом слое практически отсутствует. Весь окисленный хром сосредотачивается во внутреннем слое, ко­торый и обладает защитным свойством. Хорошей химической стой­костью в атмосфере сероводорода обладают ферритные сплавы, со­держащие 25-30 % хрома.

Особую опасность представляет совместное присутствие серни­стых соединений и других коррозионно-активных компонентов. Так, в нефтяной промышленности при термической переработке серни­стых нефтей особую опасность представляет смесь сероводорода и водорода при повышенных давле­ниях.

При сгорании топлива обра­зуются сложные газовые смеси, содержащие в своем составе О2 и различные оксиды, в том числе и примеси серы. В этих случаях наблюдают сульфидно-оксидную коррозию. Защитная пленка на ме­талле состоит, как правило, из нескольких слоев. Наружный слой обогащен кислородом и состоит из оксида металла, а внутренние слои, прилегающие к поверхности металла, содержат повышенное количество серы и сульфидов. Ес­ли при сгорании топлива образуется зола, в состав которой входит оксид ванадия V2O5, то скорость коррозии увеличивается очень бы­стро.

Хромистые стали с содержанием 4-6 % Сr считаются полужаро­стойкими. Стали этого класса вследствие своей доступности, повышенной коррозионной устойчивости и прочности широко при­меняются в нефтяной промышленности для изготовления крекинг-установок. Жаростойкость этих сталей на воздухе и в топочных газах со значительным содержанием сернистых соединений при темпера­турах 500-600 °С примерно в 3 раза выше жаростойкости нелегиро­ванных сталей.

Присадка молибдена (1-1,5) % повышает жаростойкость и жаро­прочность стали. Кремний также оказывает положительное влияние на коррозионную стойкость сталей в атмосфере сероводорода.

Алюминий устойчив в газовых средах, содержащих сернистые соединения. Добавка его к железу в количестве не менее 4 % оказы­вает защитное действие до 800 °С при сероводородной коррозии.

Хромистые стали, дополнительно легированные алюминием и кремнием, а также церием, таллием и кальцием, обладают наиболь­шей устойчивостью против газовой коррозии в области высоких тем­ператур (выше 700 °С) в средах, содержащих сернистые соединения.

 

3.5 Коррозия в среде хлора и хлористого водорода

 

Поведение металлов в среде газообразных хлора и хлористого во­дорода принципиально отличается от действия других агрессивных сред. Связано это с тем, что хлористые соли, которые образуются на поверхности металла, обладают низкой температурой плавления, а в ряде случаев при повышении температуры возгоняются. Боль­шинство таких реакций имеет положительный тепловой эффект. Это приводит к значительному местному повышению температуры и об­разующиеся хлориды плавятся и разлагаются. Защитные свойства хлоридных пленок низкие, в некоторых слу­чаях металлы в токе хлора возгораются. В табл. 4 приведены тем­пературы плавления хлоридных солей ряда металлов. Для сравнения указаны температуры плавления оксидов и сульфидов.

 

Таблица 4

Температуры плавления солей и оксидов некоторых металлов

 

Хлориды

Оксиды

Сульфиды

Формула

tпл, 0С

Формула

tпл, 0С

Формула

tпл, 0С

АlСl3

192 возг.

А12O3

2015

A12S3

1100

FeCl2

672

FeO

1360

FeS

1193

FeCl3

304

Fe2O3

1540

Fe2S3

-

CuCl2

630

Cu2O

1230

Cu2S

110

NiCl2

973 возг.

NiО

1950

NiS

793

PbCl2

501

PbO

1290 разл.

PbS

-

TiCl4

возг.

TiO2

1560

 

 

CrCl3

1152

Cr2O3

1550

Cr2S3

разл.

 

При низкой температуре в атмосфере сухого хлора стойки многие металлы. С повышением температуры начинают протекать экзотер­мические реакции металлов с хлором и происходит воспламенение. Температура воспламенения зависит от величины теплового эффек­та и определяется природой металла. В табл. 5 приведены темпе­ратуры воспламенения некоторых металлов и сплавов в атмосфере хлора.

 

 

 

 

Таблица 5

Температуры воспламенения ряда металлов и сплавов

в атмосфере сухого хлор-газа

 

Материал

Температура воспламенения, °С

Железо и сталь

»150

Никель

> 500

Свинец

90-100

Медь

200

Титан

< 20

 

В сухом хлористом водороде при комнатной температуре удовле­творительно стойки ряд металлов и сплавов. С повышением темпе­ратуры стойкость металлических материалов постепенно снижается до определенной для каждого металла температуры. Максимально высокие температуры, допустимые при длительной работе металлов и сплавов в сухом хлоре и хлористом водороде приведены в табл.6.

Наиболее стойкими материалами в сухом хлоре за исключением благородных металлов является никель и его сплавы.

 

Таблица 6

Верхние допустимые температуры применения металлов и сплавов

в сухом хлоре и хлористом водороде

 

Материал

 

 

Температура, °С

Хлор

Хлористый водород

Платина

1200

1200

Золото

-

870

Вольфрам

-

600

Никель

550

510-600

Инконель (80% Ni, 14% Сг, 6% Fe)

-

480

Медь

100

100-120

Углеродистая сталь Ст.З

150

260-350

Нержавеющая сталь 12Х18Н9Т

300

450-500

Серебро

-

230

 

Поверхностные пленки, образующиеся на никеле и хромоникелевых сталях, обладают малой летучестью и удовлетворительными защитными свойствами.

 

1) Семенова И.В. Коррозия и защита от коррозии, М.: Физматлит, 2002, 335 с.

 

Сайт создан в системе uCoz